Наблюдение «Озорные воробьи».
Задачи: Побуждать детей к наблюдению за действиями птиц - прыгают, чирикают, перелетают с ветки на ветку, способствовать развитию любознательности, обеспечить запоминание названий птиц, обратить внимание на то, что птицы наши друзья, мы должны заботиться о них.
Наблюдение за вороной.
Задачи: Обратить внимание на особенности внешнего вида вороны, обеспечить ознакомление со строением тела птиц: голова, туловище, хвост, клюв, крылья, тело покрыто перьями, вызвать желание имитировать звук вороны, интерес к наблюдению за птицами.
Д/и: «Чем похожи, чем отличаются». Задачи: Помочь найти сходство и отличие во внешнем виде синицы и воробья.
Д/и: «Разрезные картинки, пазлы «Птицы». Задачи: Способствовать развитию усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. Обеспечить развитие умения собирать целую картинку из частей и называть знакомую птицу.
Конструирование: «Дом для птички».
Задачи: Способствовать развитию конструктивной деятельности, обеспечить ознакомление с деталями строительного материала (кубик, кирпичик, призма), вариантами расположения строительных форм на плоскости в процессе игр с настольным и напольным строительным материалом, поддерживать желание строить что-то самостоятельно, побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек для обыгрывания.
Чтение художественной литературы
Рассказ «Воробей» В. Звягина.
Задачи: Вызвать желание слушать авторские произведения, способствовать расширению знаний детей о воробьях, воспитанию любознательности.
«Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке») С. Маршак.
Задачи: Обеспечить ознакомление детей со стихотворением, предложить рассмотреть иллюстрации, назвать знакомых животных.
Стихотворение Е. Благининой «Журавушка».
Задачи: Способствовать расширению знаний о птицах, напомнить о многообразии мира птиц, обеспечить запоминание названия птицы.
Стихотворение Н. Найденовой «Птичка».
Задачи: Способствовать формированию доброго отношения к пернатым; вызвать интерес к художественному произведению.
П/и: «Вороны». Задачи: Способствовать развитию двигательной активности, умения действовать согласно тексту.
Конструирование из геометрических фигур «Скворечник». Задачи: Вызвать желание построить скворечник для скворца, помочь выложить скворечник из геометрических фигур.
Опытно-экспериментальная деятельность «Пёрышко утонет – или не утонет». Задачи: Способствовать формированию у детей навыка практического экспериментирования с пёрышком птицы.
Рассматривание иллюстраций: «Птицы» (Кто это? Почему вы решили, что это птицы? Что делают птицы? Птицы похожи друг на друга? Чем они отличаются? Покажите больших птиц? Покажите маленьких птиц? Покажите птицу, которую вы знаете, и назовите её. Что едят птички?) Задачи: Способствовать формированию представлений о птицах, об их многообразии. Активизировать речь детей.
Беседа: «Для чего нужны птицы». Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением). Задачи: Вызвать желание общаться со взрослым, способствовать развитию диалогической речи.
Беседа с рассматриванием иллюстраций «Кто к нам в гости прилетел?»
Задачи: Способствовать расширению представлений детей о птицах; побуждать внимательно слушать и наблюдать, содействовать развитию коммуникативных способностей.
Беседа «На шесте – дворец, во дворце – певец». Задачи: Обеспечить ознакомление детей с одним из вестников весны – скворцом. Показать детям разные домики – скворечники, которые люди делают для скворцов.
Чтение: стих-е А. Барто «Синица». Задачи: Помочь запомнить внешний вид синички, понять содержание стихотворения, поддержать познавательный интерес.
Лепка из глины: «Вкусное угощение». Задачи: Вызвать интерес к лепке угощений для птичек, обеспечить развитие умения лепить шар круговым раскатыванием ладоней, пальцев, содействовать развитию чувства формы, мелкой моторики, координировать работу обеих рук, воспитанию аккуратности.
Слушание в аудиозаписи голосов птиц.
Задачи: Обратить внимание детей на изменения в природе, послушать пение прилетевших птиц; содействовать развитию наблюдательности.
П/и: «Птицы». Задачи: Побуждать выполнять игровые действия, ориентироваться в пространстве. Способствовать повышению подвижности плечевых суставов, укреплению мышц рук и спины, развитию выносливости, формированию правильного носового дыхания.
П/и: «Птички в гнёздышках». Задачи: Побуждать детей выполнять бег со сменой темпа движения, действовать по сигналу, повышать двигательную активность, обогащать двигательный опыт.
Трудовые поручения: «Подкармливаем птиц». Задачи: Предложить детям покормить птиц, рассказать о важности этой работы, содействовать воспитанию бережного отношения к ним, стремление им помогать.
С-р игра: «Катя кормит птичек». Задачи: Упражнять в перенесении знакомых сюжетов в игру и передавать смысловые связи в ходе игровых действий, побуждать к применению предметов-заместителей (вместо зёрнышек - пластилиновые шарики, обрывки бумаги и т. д.).
Пальчиковая гимнастика: «Воробей». Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики рук, обеспечить запоминание стихотворных слов.
Чтение рассказов и стихов о птицах
М. Зощенко «Умная птичка»
Один мальчик гулял в лесу и нашёл гнёздышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики. И они пищали.
Они, наверное, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками.
Вот мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтобы принести его домой.
Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева, как камень, упала к его ногам какая-то пернатая птичка.
Она упала и лежит в траве.
Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону.
Тогда мальчик побежал за ней. «Наверное, — думает, — эта птичка ушибла себе крыло, и поэтому она летать не может».
Только мальчик подошёл к этой птичке, а она снова прыг, прыг по земле и вновь немножко отбежала.
Мальчик опять за ней. Птичка немножко подлетела и снова села в траву.
Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку.
Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела.
Мальчик прямо рассердился на эту птичку. И пошёл скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика.
И вдруг мальчик видит, что он потерял то место, где было гнёздышко, и никак не может его найти.
Тогда мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнёздышка.
Вопросы для обсуждения с детьми
• Каких птиц ты знаешь? Где птицы строят свои гнёзда? Почему?
• Тебе понравился рассказ М. Зощенко? Как он называется? Кто тебе больше понравился в рассказе — мальчик или птичка? Почему? Расскажи, как мальчик нашёл гнездо на земле. Почему он обрадовался? Как птичке удалось спасти своих птенцов?
К. Д. Ушинский «Ласточка»
Ласточка-касаточка покою не знала, день-деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнёздышко вила. Свила себе гнёздышко: яички носила. Нанесла яичек: с яичек не сходит, деток поджидает. Высидела детушек: детки пищат, кушать хотят. Ласточка-касаточка день-деньской летает, покою не знает: ловит мошек, кормит крошек.
Придёт пора неминучая, детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за тёмные леса, за высокие горы. Ласточка-касаточка не знает покою: день-деньской всё рыщет — милых деток ищет.
Вопросы для обсуждения
• Послушай рассказ К. Д. Ушинского «Ласточка». Для чего ласточка день-деньской летает, покою не знает? Чем занималась ласточка? Как ласточка названа в рассказе? Как ты понимаешь слова: «Придёт пора, птенцы оперятся...»?
Н. Романова «Умная ворона»
Когда я теперь по улице иду, я на птиц, которые на заборах сидят или по дорожкам бегают, смотрю внимательно. Поэтому ворону, про которую сейчас расскажу, я сразу приметила. Она была необычная. Вороны вообще от других птиц отличаются. Они как «учёные» среди них. Голова большая, клюв важный. И ходят они, а не прыгают, как воробьи.
У вороны, которую я заметила, показалось мне, крыло подбито. И вдруг я вижу — из подвала выходит кошка. У кошки глаза хитрые, всё она видит, всё понимает.
Сейчас, думаю, и я увижу, как птицы с кошками на воле живут.
Вот рядом с кошкой воробьи прыгают, но кошка на них внимания не обращает. Конечно же, ведь эта кошка дворовая, она не то что мой Котька — зря за птицами гоняться не будет. Она знает, что, сколько рядом птиц ни прыгает, поймать их всё равно очень трудно.
Другое дело — ворона с подбитым крылом. Эту ворону поймать можно. Смотрю, кошка к земле припала и начала красться. Только ворона кошку тоже видит, и вот что она придумала: ворона прямо ко мне идёт, мол, защити, не дай в обиду, прогони кошку. Тут кошка поняла, что я ей не позволю ворону поймать, красться перестала и сделала вид, будто и не нужна ей вовсе ворона.
Видно, все кошки умеют на себя безразличие напустить! Ведь мой Котька точь-в-точь такой же безразличный вид делал, когда хотел, чтобы я его с кенаром Ванечкой вдвоём оставила.
А ворона на дерево начала забираться. Прыг, прыг, крыло больное мешает, но тихо, спокойно всё выше и выше... забралась на дерево, удобно среди ветвей устроилась и сидит там, дремлет. Во сне все болезни проходят. Может, и ворона, когда проснётся, уже здоровой будет.
Вопросы для обсуждения
• Как выглядит ворона? Какого она цвета? Что ест ворона? Как кричит ворона? Где чаще всего можно встретить ворону: в городе или в лесу?
• Тебе понравился рассказ Н. Романовой «Умная ворона»? О ком этот рассказ? Чем отличаются вороны от других птиц? Что необычного было в этой вороне? Кто захотел поймать ворону с подбитым крылом? Как вела себя кошка, когда увидела ворону? Что придумала ворона, чтобы спастись от кошки? Кто тебе понравился в этом рассказе: кошка или ворона?
В. Бианки «Грачи открыли весну»
В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге нашей страны. Они очень спешили к нам на север — к себе на родину. По дороге они не раз попадали в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути.
Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепкими носами землю...
Вопросы для обсуждения
• Какие птицы прилетают в наши края самыми первыми весной? Где они проводят зиму? Послушай рассказ В. Бианки о грачах. Что случилось с грачами в пути? Какие грачи долетели первыми? Что они теперь делают? Что ищут грачи в земле?
|
Грачи(Э. Мошковская) |
Прилетай же скворец(М. Карим) |
Кругом —
снег.
А на горке — нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
— Земля! |
Милый скворушка-скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил —
Не скворечник, а дворец!
|
Пальчиковые игры